ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

ОТЧЁТ (Техописание) (Дневник)
Web-версия
О велосипедном спортивном туристском походе ПЯТОЙ категории сложности по Таджикистану и ГБАО ( Памир ) с 28 июля по 16 августа 2010 г.

Маршрутная книжка № 16/10 (Дн.обл.МКК) Руководитель группы: Пантюшков Алексей Михайлович. E-mail : Alek3993@rambler.ru

1. Справочные сведения о велопоходе

Поход был совершен с 28 июля по 16 августа 2010г. с участием четырёх человек из трёх городов Украины (Днепропетровск, Одесса и Черновцы), пятой категории сложности по Таджикистану и ГБАО ( Памир ).

1.1.Маршрут велопохода

Душанбе - Вахдат - Обигарм - Тавильдара - пер. Хабуработ (а/м 3252м) - Калайхумб - Хорог - р. Шахдара - пер. Кара-Гурум (н/к 4335м) - оз. Кок- бай - пер. Кой-Тезек (а/м 4271м) - пер. Тагаркаты (а/м 4168м) - пер. Харгуш (а/м 4091м) - оз. Яшилькуль - пер. Найзаташ (а/м 4314м) - Мургаб - пер. Ак - Байтал (а/м 4655м) - Музкол - р. Кокуйбель - пер. Аильутек (а/м 3795м) - пер. Кок-Джар (а/м 3814м) - р. Танымас - Гудара - р. Бартанг - пер.Савноб (а/м 2929м) - пер. Рошорв (а/м 3070м) - Рушан.

1.2. Параметры похода

 
Посмотреть ВЫСОТНЫЙ ГРАФИК
 
Обзорная Карта маршрута
Высотный график

Протяжённость маршрута - 1118.4км , из них :
- по асфальту - 462.5км
- с твёрдым покрытием (щебёнка) - 236.2км
- грунтовые дороги - 398.6км
- тропы, бездорожье - 21.1км

Чистое ходовое время - 97ч 21мин

Средняя скорость движения - 11.5км/ч

Длительность похода - 20 дней, из них :
- чистых ходовых - 18дней
- четыре полуднёвки - 2 дня

Общий набор высоты - 15780м (данные
велокомпьютера SIGMA-SPORT BC2006 HMR)

Шифр МКК, давшей разрешение на проведение похода : Днепропетровская областная МКК 104 - 00 - 43555000

1.3. Состав группы

1. Пантюшков Алексей Михайлович 02.12. 1963г. Ч. П. Руководитель фотограф казначей 5-р.Киргизия2008 5-у. Фанны. 2006 г.Дн-вск

2. Козинов Сергей Витальевич 08.04. 1982г. ДНУ, доцент, Завхоз; 4-У.Карпаты 2007, 3Р.Черногория 2009 г., 4Р- горная Турция, 2010 г. Днепропетровск

3. Швак Игорь Орестович 27.03. 1980г. ОАО УкрТрансНефть инженер КИП Механик GPS навигатор 5-у.Киргизия2008 3-р. Турция 2009 Одесская обл. г. Южный

4. Килинский Олег Иванович 17.04. 1966г. Торг.центр "Майдан" мастер изг. ключей Медик 4-р.Крым 2008 5-у.Киргизия2008 г. Черновцы

Пантюшков Алексей - Руководитель
Козинов Сергей - Завхоз
Швак Игорь - Механик Картограф
Килинский Олег - Медик

2. Организация похода
2.1.Смысловая идея похода
Памир всегда привлекал к себе внимание туристов и путешественников как самый высокий горный район бывшего СССР. Здесь же находится самый высокий в СНГ автомобильный перевал Ак-Байтал (4655м). Большое количество горных озёр, рек, заснеженных пиков и конечно множество горных дорог и перевалов. В общем, этим и был вызван интерес к этому району. Далее изучив отчёты по этому региону, выбрал наиболее понравившиеся достопримечательности и связал в общую нитку маршрута. Первоначально маршрут включал в себя и оз. Каракуль и посещение альплагеря под пиком Ленина и город Ош. Затем по возможности посещение городов Ферганской долины и выезд на поезде Ташкент - Харьков на Украину. К сожалению от этой идеи пришлось отказаться из-за беспорядков в г. Оше. Как запасной ва-риант, но тоже очень интересный и сложный, рассматривался спуск по р. Бартанг. На нём и остановились.
Поскольку подъезд к началу маршрута и отъезд усложнены отсутствием удобного транспорта решили воспользоваться поездом Харьков - Ташкент, а затем скорым поездом в Самарканд чтоб осмотреть древний город. Далее из-за отсутствия удобного транспорта и для аклиматизации решили ехать своим ходом на велосипедах в Душанбе через Фанские горы по трассе. В Душанбе для получения документов и восстановления сил запланировали отдых,1 - 2 дня с посещением музеев. Далее получив документы выходим на маршрут.
Поскольку практически единственной дорогой ведущей в ГБАО (Горно- Бадахшанская автономная область) и на Памир является трасса М-41 (Памирский тракт), основная часть маршрута была привязана к ней. Оставалось прибавить к ней дорогу вдоль р. Шахдара с пешеходным перевалом Кара-Гурум (4335м), посещением озёр до и после этого перевала ( на разных картах озёра изображены по разному ), оз. Турумтайкуль, оз. Кокбай. Далее череда перева-лов более 4 тыс. м высотой, оз. Булункуль, оз. Яшилькуль и самый высокий автомобильный перевал бывшего СССР - Ак-Байтал (4655м). Планировалось посещение оз. Сарез, но из-за нехватки времени пришлось отказаться.
Большое количество высокогорных перевалов, броды, горные каменистые пустыни, тропы, "автономка", всё это являлось хорошей спортивной составляющей похода.

2.2.Варианты подъезда и отъезда
Первоначальный вариант доставки группы к месту старта и отправка домой предполагались поездом Харьков-Ташкент, но в связи с нестабильной обстановкой в республике Кыргызстан окончание маршрута ( в г. Ош ) было перенесено в Душанбе. Отсюда схема передвижения транспортом выглядит так :
Сбор участников в Харькове, далее поезд Харьков - Ташкент ( по понедельникам). Один из участников ввиду экономии времени отпуска добирался в Ташкент самолётом из Симферополя (возможен вариант из Киева, но условия перевозки вела хуже). Из Ташкента переезжаем скоростным поездом "Регистан" в Самарканд, откуда едем велосипедами через Пенджикент в Душанбе. Эту часть можно проехать на машине, но существует проблема визового режима между Узбекистаном и Таджикистаном и найти прямую машину просто не реально или дорого. Рассматривался вариант самолётом Москва - Душанбе, но группа единогласно решила ехать своим ходом через Фанские горы для аклиматизации и посещения Самарканда. С места окончания маршрута в Рушане, добирались маршруткой в Душанбе (другого транспорта нет, возможны только варианты на грузовых или бусах). Из Душанбе добирались самолётом в Москву. Оттуда разъехались по домам поездами. Был ещё вариант самолётом Душанбе - Киев, но он оказался почти в 1.5 раза дороже.

2.3.Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты
На протяжении всего маршрута, в случае схода группы или участника, возможен выезд только на попутках или на маршрутках. В случае экстренной эвакуации можно было использовать самолёт из г. Хорога.

2.4.Изменения маршрута и их причины
Основной заявленный маршрут выглядел так: Душанбе - пер. Хабуработ - Калайхумб - Хорог - Мургаб - Ош. Но в связи с начавшимися беспорядками в г. Ош (территория Киргизии), за месяц до выезда , было принято решение ехать по запасному маршруту, который повторял основной до оз. Кара-куль, а дальше группа уходила вдоль р. Кокуйбель, Танымас и Бартанг и выходила снова на Памирский тракт в районе к. Рушан (территория Таджикис-тана). Откуда группа добиралась в Душанбе на машине и из Душанбе самолётом в Москву, откуда все участники разъехались по домам.
В связи с отставанием группы на начальном этапе ( из-за отравления участников в первый же день), мною решено было транспортировать группу машиной на участке к. Кеврон - к. Пастхуф (асфальтовая дорога с небольшим набором высоты). Эта часть маршрута не включала в себя определяющих категорию трудностей, а общий киллометраж маршрута изначально был завышен. В остальном группа прошла маршрут полностью.

3.График движения и техническое описание.
3.1.График движения.

1. 28.07.2010г

1-й участок - Душанбе - место ночёвки за к Чаш масор. Выезд на маршрут из Душанбе в 7:40 , 840 м. Участок дороги Душанбе-Вахдат, в момент нашего проезда, капитально ремонтировался. Дорога ровная, без подъёмов и спусков. За Вахдатом начинается плавный подъём по хорошей асфальтовой дороге. От Файзобада начинаются подъёмы и спуски, с общим плавным набором высоты. t у - + 30° С ясно. t д - + 37° С перем. обл. t в - + 19° С перем. обл. Здесь и далее температура : t у - температура утром, t д - температура днём, t в - температура вечером.
Встали на ночёвку в 16:30, Выс. ноч. 1570м
Итого за день : 67.2 \ 4:10 Ср. скорость движения 15.6 км/ч Общ. набор высоты 1003 м

2. 29.07.2010г

1-й участок - К. Чашмасор - Обигарм (на выезде). Выезд на маршрут в 10:10. От места ночёвки продолжается хороший асфальт, плавный подъём до к. Мискинобад, перевал, за ним спуск с резким сбросом высоты до выезда из Обигарма. t у - + 19° С перем. обл. дождь. пер. в к. Мискинобад 1780м

2-й участок - Обигарм - место ночёвки за к. Алигалабон. 20.5 \1:55 Разбитая щеб. грейдерная дорога, спуск до к. Сичарот, затем опять подъём до к. Алигалабон. t д - + 26° С облачно. t в - + 16° С облачно. Встали на ночёвку в 19:00, Выс. ноч. 1274м

Итого за день : 50.5 \ 3:45 Ср. скорость движения 13.4 км/ч Общ. набор высоты 694м

3. 30.07.2010г

1-й участок - к.Алигалабон - мост через р.Сурхоб. 30.1\ 2:40 Грейдерная каменистая дорога, постоянные подъёмы и спуски. t у - + 20° С
пасм. дождь. Выезд на маршрут в 7:40 к.Чорсада 1075м пер. 1322м

2-й участок - мост через р.Сурхоб - пов. на Тавильдару. 7.2\ 0:25 Старый отремонтир. асфальт, небольшие подъёмы и спуски. t д - + 25° С пасм. дождь. ост через р. Сурхоб 1140м

3-й участок - пов. на Тавильдару - к. Кафтаргузар. 8.2 \1:06 Грейдерная, каменистая дорога с редкими вкраплениями сильно разбитого асфальта, постоянные подъёмы и спуски, несколько простых, мелких бродов. t в - + 21° С пасм. гроза. Встали на ночёвку в 18:30 Выс.ноч. 1351м Итого за день : 45.5 \ 4:11 Ср. скорость движения 10.9км/ч Общ. набор высоты 783м

4. 31.07.2010г

1-й участок - к. Кафтаргузар - место ночёвки перед границей ГБАО. 55.5 \4:55 Дорога вдоль р.Обихингоу-это ста- рая грейдерная каменистая, пыльная дорога, с очень редкими вкраплениями старого разбитого асфальта, который только осложняет езду. Пост. подъёмы и спуски,много мелких не сложных бродов. За мостом в Тавильдару дорога вообще смыта и идёт по руслу р. Обихингоу по крупной гальке в течение 3км, прак-тически разрушен мост через приток р.Обихингоу. t у - + 14° С ясно. t д - + 33° С ясно. t в - + 27° С
ясно. Выезд на маршрут в 8:20 Встали на ночёвку в 19:15 Выс.ноч. 1565м
Итого за день : 55.5 \ 4:55 Ср. скорость движения 11.3км/ч Общ. набор высоты 869м

5. 01.08.2010г

1-й участок - Место ночёвки пе- ред границей ГБАО - место ночёвки перед к. Калай Хумб. 65.3\ 6:35 От моста через р. Обихингоу идёт грейдерная дорога до начала подъёма вдоль р.Сарыоб. Далее через к. Калайхусайн и к. Инкух идёт асфальт. Потом опять грейдерная каменистая дорога. За мостом через р. Зидадара есть километ. участок асфальта, затем хорошая грейдерная дорога до пер. Хабуработ. Спуск с перевала очень сложен: дорога становится очень узкой, каменистой и с большим уклоном.Ближе к погран заставе появляется асфальт. t у - + 15° С ясно. t д - + 20° С ясно. t в - + 25° С перем. обл. Выезд на маршрут в 7:50 пер. Хабуработ 3252м Встали на ночёвку в 19:20 Выс.ноч. 1450м
Итого за день : 65.3 \ 6:35 Ср. скорость движения 10.0км/ч Общ. набор высоты 1654м

6. 02.08.2010г

1-й участок - Место ночёвки перед к. Калай Хумб - к. Кеврон. 16.7 \1:05 От места ночёвки спуск до Т-образного перекрёстка в к.Калай Хумб, пост ГАИ, регистрация в милиции. Вдоль р. Пяндж идёт разбитая асф. дорога, пост. подъёмы и спуски. t у - + 20° С перем. обл. Выезд на маршрут в 7:50 к.Калай Хумб 1280м

2-й участок - к.Кеврон - к.Пастхуф. -- -- Дорога: разбитый асфальт,трансфер добираемся на грузовой машине до к. Пастхуф. t д - + 30° С перем. обл. ПОЛУДНЁВКА

3-й участок - к.Пастхуф - место ночёвки в к. Буни. 24.7\ 1:20 Разбитый асфальт, подъёмы и спуски, общий плавный набор высоты. t в - + 26° С пасмурно. Встали на ночёвку в 18:10 Выс.ноч. 2105м
Итого за день : 41.4 \ 2:25 Ср. скорость движения 17.1км/ч Общ. набор высоты 287м

7. 03.08.2010г

1-й участок - к.Буни-место ночёвки за к.Рошткала. 69.8\ 4:40 От места ночёвки идёт асфальтовая дорога до г.Хорог. На выезде из Хорога начинается разбитая асф. дорога местами переходящая в каменистую грейдерную дорогу. Вдоль р. Шахдара начинается затяжной подъём, местами очень крутой. t у - + 21° С пасмурно. t д - + 31° С пасмурно. t в - + 17° С пасмурно. Выезд на маршрут в 8:10 Встали на ночёвку в 18:50 Выс.ноч. 2734м
Итого за день : 69.8 \ 4:40 Ср. скорость движения 15.4км/ч Общ. набор высоты 1198м

8. 04.08.2010г

1-й участок - Место ночёвки - к. Шохиризм. 17.5 \1:05 От места ночёвки идёт асф. дорога, плавный подъём. t у - + 12° С ясно. Выезд на маршрут в 8:10
2-й участок - к.Шохиризм - место ночёвки на р. Сок-тош. 50.4\ 4:35 Перед к. Шохиризм начинается грунтовая каменистая дорога, иногда песчаная или пыльная. Постоян-ные подъёмы и спуски. t д - + 28° С ясно. t в - + 18° С Встали на ночёвку в 17:40 Выс. ноч. 3346м
Итого за день : 67.9 \ 5:40 Ср. скорость движения 12.0км/ч Общ. набор высоты 1064м

9. 05.08.2010г

1-й участок - Место ночёвки на р. Соктош - р.Нокдой. 13.4 \1:12 От места ночёвки идёт каменистая грунтовая дорога,слабый подъём. В к. Джавшангоз несколько простых бродов. t у - + 13° С ясно. Вышли на маршрут в 7:45

2-й участок - р.Нокдой - место ночёвки на подъёме к пер. Кара-Гурум. 6.0 1:54 От крайних домов к. Джавшангоз начинается скотопрогонная тропа вдоль р.Нокдой, тропа часто теряется в крупных камнях.Идём пешком, толкая велосипеды. Много за-болоченных участков и несложных бродов.Для акклиматизации к высоте делаем полуднёвку. t д - + 25° С перем. обл. t в - + 16° С гроза, дождь. Встали на стоянку в 14:20 Выс. ноч. 3934м ПОЛУДНЁВКА
Итого за день : 19.4 \ 3:06 Ср. скорость движения 6.2км/ч Общ. набор высоты 706м

10. 06.08.2010г

1-й участок - Место ночёвки - начало грунт. дороги. 9.8 \2:51 От места ночёвки идём по бездорожью, много крупных камней и не сложных бродов переносим рюкзаки отдельно от велов. Ближе к перевалу есть 100 метровый очень крутой подъём, за ним не большое озеро-болото.В верхней части подъёма 7-8м водопад.Обходим озеро с правой стороны, подъём пологий. Перевал выражен очень слабо, обнаруживаем его по GPS. Тура на перевале нет (видимо из-за редкого его посещения). За перевалом видно небольшое озеро, обходим его с левой стороны (по ходу движения). Далее переходим ручей (через 1км) на правую его сторону. Продолжаем идти пешком по бездорожью. Плав.спуск. t у - + 6° С перем.обл. t д - + 27° С перем. обл. Вышли на маршрут в 7:00 пер.Кара-Гурум 4335м

2-й участок - Начало гр. дороги - место ночёвки возле трассы М-41. 18.1 \1:59 От развалин летника начинается заброшенная грунтовая дорога,местами пропадающая (есть несколько не сложных бродов) она идёт до грунтовой дороги между озёрами Турумтайкуль и Кокбай. От оз. Кок-бай идёт хорошо накатанная грунтовка до трассы М-41.На этом участке есть сложный брод (до 70-80см глубиной) на р.Южный Тогузбулок и несколько бродов (до 30см глубиной) на её притоках. За оз.Кокбай идут небольшие подъёмы и спуски, за бр. через р.Юж.Тогузбулок идёт затяжной крутой спуск по каменистой сложной дороге до моста через р. Тогузбулок. Далее выезд на асфальт трассы М-41. t в - + 15° С гроза,дождь. мост ч. р.Тогузбулок 3777м Встали на ночёвку в 17:50 Выс. ноч. 3777м
Итого за день : 27.9 \ 4:50 Ср. скорость движения 5.8км/ч Общ. набор высоты 604м

11. 07.08.2010г

1-й участок - Место ночёвки - поворот с М-41 к оз. Булункуль. 46.0 \3:00 От места ночёвки затяжной пологий подъём на пер.Кой-Тезек, от моста через приток р. Тогузбулок начинается грейдер. кам. дорога и подъём становится значительно круче. Сам пер.Кой -Тезек практически не выражен.Далее дорога часто меняется: то асфальт, то щебёнка, подъёмы и спуски. Два технически не сложных перевала:Тагаркаты и Харгуш. t у - + 18° С перем.обл. Вышли на маршрут в 7:10 пер.Кой-Тезек 4271м мост р.Сулу-Тагаркаки 4005м пер.Тагаркаты 4168м
пер. Харгуш 4091м
2-й участок - Трасса М-41 - место ночёв. на р.Аличур. 31.9 \3:04 Съезжаем с трассы на гравийную, очень плохого качества дорогу "стиральная доска", ямы, крупные камни, участки песка, мелкая глубокая щебёнка, спуск к к.Булункуль.От кишлака идёт укатанная грунтовка, подъёмы и спуски. t д - + 24° С ясно. сильн. ветер t в - + 21° С пасмурно. Встали на ночёвку в 18:00 Выс.ноч. 3773м
Итого за день : 77.9 \ 6:04 Ср.скорость движения 12.8км/ч Общ. набор высоты 1018м

12. 08.082010г

1-й участок - Место ночёвки - к. Аличур 22.9 \2:00 От места ноч. идёт грунт. дорога. С начала она затоплена р. Аличур, обходим пешком.Далее идёт глин-щеб дорога постоянные подъёмы и спуски до 50-80м набора высоты. Возле неж. к. Ак-Джар дорога отсутствует. Дальше опять грунтовка и "качели" За 2км до выезда на трассу дорога идёт по руслу р.Аличур ( крупные камни и щебёнка). На этом участке набрано высоты 416м t у - + 20° С перем.обл. Выезд на маршрут в 7:30 мост р.Аличур 3886м
2-й участок - к.Аличур - ночёвка перед Мургабом. 102.5\ 5:07 по Аличурской долине идёт асфальтовая дорога, небольшие подъёмы и спуски до пер. Найзаташ. Далее затяжной спуск (иногда не большие горки ), до р.Карасу, несколько небольших перевалов в т.ч.пер. Джаман-Тал. Далее спуск в Мургаб. t д - + 20° С перем. обл. сильн.ветер t в - + 15° С дождь. пер.Найзаташ 4314м пер.Джаман-Тал 3690м Встали на ночёвку в 18:10 Выс. ноч. 3590м
Итого за день : 125.4 \ 7:07 Ср. скорость движения 17.6км/ч Общ. набор высоты 1018м

13. 09.08 2010г

1-й участок - Мургаб - к.Рабатак- байтал. 50.1 \3:30 От Мургаба идёт асфальтовая доро-га хорошего качества, плавный подъём. t у - + 20° С ясно. t д - + 22° С перем. обл. дождь. t в - + 11° С перем. обл. Выезд на маршрут в 8:00 Встали на стоянку в 15:10 ПОЛУДНЁВКА Выс. ноч. 4010м
Итого за день : 50.1 \ 3:30 Ср. скорость движения 14.3км/ч Общ. набор высоты 640м

14. 10.082010г

1-й участок - к.Рабатакбайтал - пер.Ак-Байтал. 28.6 \2:56 От м. н. идёт асф. дорога, плавный подъём.За 2км до пер.Ак-Байтал на-чинается крутой перевал. взлёт на котором асфальт сильно разрушен и перед пер. переходит в грейд. дор. t у - + 5° С пасмурно, небол. дождь Выезд на маршрут в 7:00 пер.Ак-Байтал 4655м
2-й участок - пер.Ак-Байтал - разв. Музкол. 24.2 \1:31 Спуск с пер. Ак-Байтал по укатанной грейд. дороге до моста через р. Ак-Байтал. Далее дорога по глубокой щебёнке и "стиральная доска". Перед разв.Музкол появляется асф. t д - + 11° С пасмурно, небол. снег.
3-й участок - разв.Музкол - место ноч. оз.Курункуль. 22.5 \1:47 Дорога грунтовая, очень разнообразна: песок, камни, "стиральная доска", много мелких бродов, дорога изрезана ручьями, плавные подъёмы и спуски. t в - + 7° С перем.обл. Встали на ночёвку в 18:00 Выс. ноч. 3993м
Итого за день : 75.3 \ 6:14 Ср. скорость движения 12.1км/ч Общ. набор высоты 1007м

15. 11.08.2010г

1-й участок - оз.Курункуль - пер. Кок-Джар. 59.0\ 4:50 От оз.Курункуль идёт грунтовая дорога, неб.подъёмы и спуски. Покрытие дороги очень разнообразно: от хорошо накат. гравия до каменистой дороги, иногда песок и "стиральная доска". Всё это меняется через 200-500м. Несколько не глубоких бродов. Пер. Аильутек практически не заметен. За ним пологий спуск, несколько мелких бродов. Дорога становится каменистой, местами идём пешком.За одним из притоков р. Шуралысу начинается крутой подъём к пер.Кок-Джар. Дорога становится каменистой и мы часто идём пешком. t у - + 2° С ясно. t д - + 20° С ясно. Выезд на маршрут в 7:30 пер.Аильутек 3795м приток р.Шуралысу 3697м пер. Кок-Джар 3814м
2-й участок - пер.Кок-Джар - мес. ночёвки на р.Танымас. 11.8 \1:28 С пер. Кок-Джар идёт крутой опасный спуск по каменистой узкой дороге идущей "серпантином" в долину р.Танымас.По долине идёт каменистая узкая дорога, местами засыпанная камнями и залитая селями, оч. часто изрезана ручьями так, что приходится идти пешком. Ширина селевых конусов достигает 1-2 км шириной проходятся пешком.Много мелких бродов. t в - + 16° С пер. обл. Встали на ночёвку в 18:10 Выс. ноч. 3258м
Итого за день : 70.8 \ 6:18 Ср. скорость движения 11.2км/ч Общ. набор высоты 816м

16. 12.08.2010г

1-й участок - Место ночёвки - к. Гудара. 29.0\ 4:18 От места ночёвки идёт разруш. кам. дорога.Сначала два свежесошедших селя, шириной 1 и 2км, долго искали как обойти. Далее дорога в нескольких местах залита р.Танымас, свежая грязь.В 10км перед к.Гудара дорога смыта полностью - обносили велы по кам. осыпи. Помогали местные жители.Затем дорога превращается в пост. крутые подъёмы и спуски по каменистой горной дороге, очень часты броды (много ручьёв). Практически весь этот участок прошли пешком (ехать по крупным камням невозможно). В к. Гудара крутой опасный спуск по кам. дор. t у - + 11° С ясно. t д - + 25° С ясно. Выезд на маршрут в 7:30

2-й участок - к.Гудара - к.Бопосор. 7.1\ 0:30 От к. Гудара идёт кам.. грунтовая дорога, мост через р. Кокуйбель, между кишлаками неб. перевал. t в - + 26° С ясно. Встали на ночёвку в 18:00 Выс. ноч. 3019м
Итого за день : 36.1 \ 4:48 Ср. скорость движения 7.5км/ч Общ. набор высоты 335м

17. 13.08.2010г

1-й участок - к.Бопосор - к.Рошорв. 46.4\6:20 За к.Бопосор неб. перевал, спуск по кам. осыпи, мост через р. Гудара, за ним дорога по круп. камням, осыпи (практ. бездорожье), идём пешком до к. Рухч, неск. мелких бродов. За к. Рухч дорога идёт вдоль р.Гудара, пост. подъёмы и спуски, много родников (воду лучше набрать здесь - далее до к.Рошорв чист. Воды нет). Затем затяжной подъём на пер.Савноб по кам. дороге. Спуск с пер. к р. Бартанг довольно крутой, мн. резких пов-в по сыпучей щеб. К мосту через р. Язгулемдара идём пешком по круп. кам. дороге. Далее ниж. дорога вдоль Бартанга смыта - поэтому идём верхней, через к. Рошорв. Начинается крутой, затяжной подъём ( можно сократить по тропе). Дорога хорошо укатана, можно ехать. t у - + 14° С ясно. t д - + 35° С ясно. t в - + 26° С ясно. Выезд на маршрут в 6:15 к.Бопосор 3019м пер. 3106м р.Гудара, нач.подъёма 2606м пер. Савноб 2929м р.Язгулемдара 2558м к.Рошорв 3070м Встали на ночёвку в 18:00 Выс. ноч. 3070м
Итого за день : 46.4 \ 6:20 Ср. скорость движения 7.3км/ч Общ набор высоты 947м

18. 14.08.2010г

1-й участок - к.Рошорв - к.Басид 39.9 \4:28 От к. Рошорв затяжной полог. спуск, ближе к Бартангу крут. серпантин, кам. грунтовка.Вдоль р.Бартанг грунтовая кам. дорога, пост. подъёмы и спуски. На р.Рохаи смыт мост, брод с прим. верёвки.Далее в нескольких местах дорога смыта Бартангом, проходим по воде с раздельным перем груза. Возле лет. Бадурт мост чер. р.Бардара смыт, брод ср.сложн. Затем ещё пара участ. смытой дороги перед к.Басид. В к.Басид р. Девлох смыла дамбу за мостом, течение сильное, перекат камней, остаёмся до утра (уровень воды должен упасть). t у - + 20° С перем.обл. t д - + 30° С ясно. t в - + 30° С ясно. Выезд на маршрут в 7:10 Встали на ночёвку в 17:30 Выс. ноч. 2355м
Итого за день : 39.9 \ 4:28 Ср. скорость движения 8.9км/ч Общ. набор высоты 343м

19. 15.08.2010г

1-й участок - к.Басид - к.Бартанг 41.7 \4:35 Утром уровень воды упал очень мало, переправились на тракторе. Далее идёт грунтовая каменистая дорога, постоянно вверх-вниз, много участков смытых Бартангом, переносим велы и груз отдельно, много бродов по залитой водой дороге, перед к.Разуч 3-х км участок слабо накатанной дороги по кам. осыпи, разрушены мосты на притоках Бартанга (броды не сложные). t у - + 20° С ясно. t д - + 32° С ясно. t в - + 25° С ясно. Выезд на маршрут в 7:00 Встали на ночёвку в 17:30 Выс. ноч. 2165м
Итого за день : 41.7 \ 4:35 Ср. скорость движения 9.1км/ч Общ. набор высоты 367м

20. 16.08.2010г

1-й участок - к.Бартанг - к.Шуджанд 35.2 \3:10 От к. Бартанг идёт грейдерная дорога, несколько участков дороги затопленных водой, несложные броды, пост. вверх-вниз, ближе к Шуджанду появляются маленькие участки разбитого асфальта, плавный спуск. t у - + 20° С ясно. Выезд на маршрут в 8:00 ПОЛУДНЁВКА
2-й участок - к.Шуджанд - к.Рушан 9.2 \0:30 Перед к. Шуджанд начинается асфальт, приличного качества, спуск до к.Рушан. t д - + 35° С
ясно. к.Рушан, центр, окончание маршрута 15:00 Высота 2006м
Итого за день : 44.4 \ 3:40 Ср.скорость движения 11.7км/ч Общ. набор высоты 427м

Итого за поход : 1118.4 \ 97:21 Ср.скорость движения 11.5км/ч Общ. набор высоты 15780м

3.2. Техническое описание маршрута :

0.0 км - Душанбе, центр, гостиница " Вахш ".
8.4 км - Указатель на выезде из Душанбе, фото 1.
18.7 км - Вахдат ( Орджоникидзеабад ), указатель на въезде, фото 2.
20.0 км - Вахдат, кольцо, едем через кольцо прямолинейно. Вправо уходит дорога на Нурекскую ГЭС и на Куляб.
35.6 км - к. Бустон, вправо уходит дорога на Куляб, пост ГАИ, перепись паспортов.
48.0 км - Файзобад, развилка, прямо - через центр города, мы едем вправо по окружной.
60.9 км - небольшой перевал за к.Дубеда.
65.9 км - к. Чашмасор ( Субулок ), есть магазины.
67.2 км - место ночёвки за к. Чашмасор, фото 3, слева от дороги в 100м есть родник ( на частной территории ).

Фото 1 : Душанбе, указатель на выезде.

Фото 2 : Вахдат ( Орджоникидзеабад ).

Фото 3 : место ночёвки за к. Чашмасор.

68.8 км - небольшой перевал в к. Бунгакиён.
70.6 км - к. Калаи Дашт.
75.2 км - к. Элои ( Бобивали ).
78.0 км - к. Мискинобад ( Муминобад ), перевал 1780м, фото 4.
94.2 км - Обигарм, указатель на въезде, фото 5. Есть магазины.
97.2 км - начало щеб. дороги на выезде из Обигарма. Дорога будет идти под затопление водохранилищем строящейся Рогунской ГЭС, поэтому её ремонтом никто не занимается.
104.0 км - слева у дороги родник, чайхона, справа смотровая площадка, вид на строительство Рогунской ГЭС.
113.3 км - к. Алигалобон, перед ним 2-х километровый подъём.
117.7 км - место ночёвки за к. Алигалобон, на пригорке, фото 6, внизу виден к. Чорсада .

Фото 4 : пер. 1780м в к. Мискиобад (Муминабад ).
Фото 5 : Обигарм.
Фото 6 : место ночёвки за к. Алигалобон.

120.7 км - к. Чорсада. За кишлаком начинается подъём на небольшой перевал.
130.0 км - родник слева у дороги, небольшой перевал.
131.6 км - Нуробад (Комсомолабад), фото 7, указатель на въезде. В городке есть : базар, больница, аптека, магазины.
133.3 км - развилка дорог : вправо на окружную, мы едем прямо через центр орода, дорога сильно виляет, объезжая каждый ручей, асфальта практически нет.
137.7 км - центр города, базар, магазины.
139.1 км - выезд из Нуробада, справа приходит окружная дорога.
145.8 км - мост через р. Сурхоб, место слияния с р. Обихингоу. Перед мостом за 300м начинается асфальт и тянется до развилки на
Тавильдару (7.2 км).
146.7 км - родник слева у дороги.
153.0 км - развилка, прямо дорога идёт в Рашт, нам вправо на Тавильдару.На развилке пост ГАИ, чайхона, начало щеб. дороги. Иногда встречаются остатки асфальта.
159.4 км - слева у дороги слабый родник, после родника идёт сплошная щеб дорога, фото 8 - 9.
163.2 км - ночёвка в к. Кафтаргузар, фото 10.

Фото 7 Нуробад ( Комсомолабад).

Фото 8 : участок дороги вдоль р. Обихингоу, за поворотом на Тавильдару.

Фото 9 : участок дороги перед к. Кафтаргузар.

Фото 10 : ночёвка в к. Кафтаргузар.

168.9 км - к. Ёфуч, фото 11, указатель на выезде.
171.0 км - слева от дороги небольшое озеро, чайхона, возможное место ночёвки.
172.5 км - к. Посун.
175.8 км - к. Даштигурк.
186.8 км - к. Чильдара, есть небольшой магазин.
209.3 км - к. Тавильдара, вправо, по мосту через р. Обихингоу, центр, магазины, чайхона одна и очень плохая (нет ассортимента).
214.2 км - повреждённый мост, но проехать можно.
218.7 км - ночёвка перед мостом через р. Обихингоу, фото 14.

Фото 11 : к. Ёфуч.
Фото 12 : участок дороги вдоль р. Обихингоу, перед к. Посун.

Фото 13 : брод и участок дороги Тавильдара - мост через р. Обихингоу
(граница ГБАО ).

Фото 14 : ночёвка перед мостом через р. Обихингоу ( граница ГБАО ).

219.2 км - мост через р. Обихингоу. За мостом начинается Горно-Бадахшанская АО, пост ГАИ, проверка документов, фото 15.
224.7 км - начало подъёма на пер. Хабуработ, начинается плохой асфальт.
227.8 км - к. Калаи-Хусейн.
228.5 км - на окраине кишлака начинается гравийная дорога.
237.1 км - мост через реку Зидадара. За мостом идёт 1км плохого асфальта
238.4 км - родник слева у дороги.
240.4 км - к. Сафедорон, фото 16.
242.7 км - чайхона, магазин ( ассортимента почти нет ), в чайхоне возможна ночёвка, но движение машин есть даже ночью.
247.5 км - домик дорожного смотрителя.
249.8 км - вправо уходит дорога в к. Камчак, мы едем прямо. Есть небольш. ровная площадка, возможна ночёвка, но рядом с дорогой.
250.4 км - разв. домики, в экстренном случае возможна ночёвка, но возле дороги.
255.2 км - пер. Хабуработ 3252м, а/м, фото 17. Далее идёт сложный затяжной спуск по живописному ущелью, дорога местами очень узкая и каменистая, много закрытых поворотов.
273.7 км - начало разбитого асфальта.
277.5 км - выехали к р. Обихумбоу, пост пограничников, проверка документов, спуск становится положе.
284.0 км - место ночёвки в саду возле к. Деу.

Фото 15 : граница ГБАО.
Фото 16 : к. Сафедорон.

Фото 17 : пер. Хабуработ 3252м, а/м .

289.3 км - к. Калай-Хумб, Т-образный перекрёсток, выезжаем на приграничную дорогу вдоль р. Пяндж, нам влево на Хорог. Указатель на въезде, фото 18.
300.7 км - чайхана слева у дороги, здесь останавливаются водители грузовиков, удобно договариваться за проезд. Далее мы подъезжаем машиной до к. Пастхуф ( 175км ). Продолжаем движение на вело.
307.5 км - к. Пастчув.
315.8 км - к. Зевардашт.
325.4 км - ночёвка в к. Буни, фото 20.

Фото 18 : к. Калай-Хумб.

Фото 19 : к. Пастхуф.

Фото 20 : место ночёвки в к. Буни.

343.9 км - Хорог, указатель находится в к. Тем, фото 21 .
348.4 км - аэропорт в Хороге.
351.8 км - центральный базар в Хороге.
355.8 км - поворачиваем вправо к р. Шахдара, проехав прямо 1.1 км можно посмотреть памятник машине первопроходцу Памирского тракта и Хорогскую ГЭС.
356.3 км - мост через р. Гунт, сразу за мостом Т-образный перекрёсток, нам влево, вдоль р. Шахдара.
358.9 км - влево уходит дорога в ботанический сад.
359.5 км - пост ГАИ, проверка документов, за постом начинается грунтовая дорога ( тянется 1 км). Далее идёт старый, местами сильно разбитый, асфальт и начинается затяжной и довольно крутой подъём.
369.8 км - к.Тавдем.
377.7 км - к. Барчангал (Ривархур).
379.5 км - к. Парзудч (Парзунч).
382.0 км - к. Занинд, за кишлаком начинается грунтовая дорога до следующего к. Видоч (Видодж).
384.7 км - брод, к. Видоч (Видодж).
386.5 км - к. Лангар.
392.2 км - к. Рошткала, указатель на въезде, фото 22. В кишлаке есть магазины, заправка ( дальше вдоль р. Шахдара заправок нет ). На фотографии виден пик Шойтырандоз ( царь стрелков 5049 м ).
393.3 км - место ночёвки перед к. Герай, фото 23.

Фото 21 : Хорог, указатель находится в кишлаке Тем.

Фото 22 : к. Рошткала.

Фото 23 : место ночёвки перед к. Герай.

395.6 км - мост через р. Шахдара.
396.2 км - к. Римвож ( Римводж ).
398.0 км - к. Меденвед.
400.2 км - к. Амбав.
400.5 км - магазин, далее магазинов не встречали.
401.5 км - к. Бидиз ( Бидизи-Боло ).
402.3 км - мост через р. Шахдара.
407.5 км - к. Занудж.
409.8 км - мост через приток Шахдары.
412.7 км - началась щеб. грунтовая дорога.
413.1 км - к. Шохризм ( Шохиризм ), указатель перед кишлаком.
415.2 км - хорошие места для ночёвки сразу за к. Шохризм, слева от дороги, под скалами.
416.2 км - мост через р. Чандиндара ( приток Шахдары), за мостом хор. места для ночёвки, вода в реке чистая, для готовки подойдёт.
422.3 км - к. Сежд.
425.6 км - за к. Виранг хор. место для отдыха возле Шахдары, есть деревья (тень). Напротив, через дорогу, есть родник (под скалами).
438.4 км - к. Советабад.
454.0 км - к. Шошбувад.
457.4 км - к. Рубот.
463.1 км - место ночёвки на р. Соктош (приток Шахдары). Совместная ночёвка с супружеской парой из Швейцарии, фото 27.

Фото 24 : участок дороги между к. Занудж и к. Шохризм.

Фото 25 : участок дороги возле к. Нимос.

Фото 26 : участок дороги перед к. Шошбувад.

Фото 27 : место ночёвки на р. Соктош (приток Шахдары).

464.2 км - развилка дорог, прямо на оз. Турумтайкуль (вверх по течению р. Соктош), мы едем вправо, через мост, в к. Джавшангоз.
467.5 км - к. Джавшангоз, фото 28, указатель, а сам кишлак растянут на 7км ( состоит из десяти домиков ).
474.0 км - центр кишлака, вправо уходит дорога на мост через р. Шахдара и далее к оз. Кокбай, мы едем прямо к окраине к. Джавшангоз, к р. Нокдой.
476.5 км - начало тропы к пер. Кара-Гурум, подъём вверх по р. Нокдой, по правому (орограф.) берегу, фото 29.
482.5 км - место полуднёвки и ночёвки на подъёме к пер. Кара-Гурум, на р. Нокдой, фото 30.

Фото 28 : к. Джавшангоз.
Фото 29 : начало подъёма на пер. Кара - Гурум.
Фото 30 : место ночёвки на р. Нокдой, подъём на пер. Кара-Гурум.

Далее начинается бездорожье, снимаем рюкзаки и переносим груз отдельно от велосипедов, подъём представляет собой россыпи крупных камней, сложный для прохождения, ближе к руслу ручья много воды, фото 31 - 34. Ближе к перевалу есть небольшой 5 - 6-ти метровый водопад. Перед перевалом есть небольшое озерцо, вокруг заболоченная местность, обходим его справа, подъём выполаживается. Сам перевал Кара-Гурум ярко не выражен, определяем его по GPS .
487.8 км - пер. Кара-Гурум 4335м, н/к, фото 35, киллометраж может быть занижен из-за переноса велосипеда в руках. Спуск с перевала проходит с левой стороны озера по заболоченной местности, идём пешком, примерно через 1км за озером переходим ручей и дальше идём по правому (орограф.) берегу, фото 36. Грунт рыхлый (глина, песок) и сильно изрезанный ручьями.
492.5 км - развалины летовки, появляются следы заброшенной дороги, едем, фото 37.
499.0 км - оз. Кокбай, Т-образный перекрёсток, едем влево, фото 38.
502.1 км - брод через р. Тогузбулок ( южный ), фото 39. Далее встречается много небольших бродов до моста через р. Тогузбулок.
510.1 км - мост через р. Тогузбулок, за ним выезд на трассу М - 41 ( памирский тракт), Т-образный перекрёсток, нам вправо.
510.4 км - место ночёвки на берегу р. Тогузбулок ( возле трассы М - 41), фото 40 .

Фото 31 : Участок подъёма от места ночёвки на пер. Кара-Гурум.

Фото 32 : Участок подъёма от места ночёвки на пер. Кара-Гурум.

Фото 33 : Подъём с раздельным переносом рюкзака и велосипеда.

Фото 34 : Подъём с раздельным переносом рюкзака и велосипеда.

Фото 35 : пер. Кара-Гурум ( н/к, 4335 м ).

Фото 36 : начало спуска с пер. Кара-Гурум.

Фото 37 : участок заброшенной дороги на спуске с пер. Кара-Гурум.

Фото 38 : развилка возле оз. Кокбай.

 

Фото 39 : брод через р. Южный Тогузбулок.
Фото 40 : место ночёвки на берегу р. Тогузбулок.

517.4 км - мост через приток р. Тогузбулок, начало крутого подъёма ( перевальный взлёт).
518.1 км - начало пыльной, гравийной дороги, которая идёт до перевала Кой - Тезек.
521.4 км - окончание крутого подъёма, дорога выполаживается .
524.6 км - начало асфальта.
525.1 км - пер. Кой-Тезек (а/м, 4271м), перевал практически не выражен, его местонахождение определили по GPS-навигатору.
525.9 км - начало щеб. грейдерной дороги, много пыли и крупных камней.
527.6 км - к. Койтезак, фото 41.
532.8 км - начало асфальтовой дороги.
536.1 км - начало крупнощеб. дороги.
536.5 км - граница Мургабского района, фото 42.
536.7 км - начинается асфальтовая дорога, хорошего качества.
541.1 км - мост через р. Гурумды. Начало подъёма на пер. Тагаркаты.
546.2 км - начало щеб. дороги и крутой 300-метровый подъём.
546.6 км - пер. Тагаркаты (а/м, 4168м).
552.4 км - начало асфальта.
553.0 км - мост через р. Курук-Тагаркаты, начало подъёма на пер. Харгуш.
554.0 км - пер. Харгуш (а/м, 4091м), фото 43.
556.4 км - поворот влево с трассы М-41, к озёрам Булункуль и Яшилькуль, начало грунтовой дороги, плохого качества ( много крупных камней, большие ямы, участки с песком и рыхлой щебёнкой, продолжительные участки " стиральной доски ") до к. Булункуль.
570.9 км - к. Булункуль, магазинов нет, но в любом доме готовы устроить чайхану, есть "гостиницы" и в центре кишлака есть колодец с
хорошей питьевой водой ( до этого мы не встретили от ночёвки ни одного родника). Можно купить хлеб и рыбу. Далее дорога к оз. Яшилькуль идёт огибая оз. Булункуль.
575.4 км - небольшой перевал между озёрами.
579.7 км - смотровая площадка с видом на оз. Яшилькуль, фото 44.
588.3 км - место ночёвки на р. Аличур. Река сильно разлилась и затопила дорогу, становимся на ночёвку и разведываем возможность обхода, фото 45. С утра обходим пешком затопленный, р. Аличур, участок дороги, фото 46.

Фото 41 : к. Куйтезак за пер. Кой-Тезек ( а/м, 4271м ).

Фото 42 : граница Мургабского района.
Фото 43 : пер. Харгуш (а/м, 4091м).
Фото 44 : смотровая площадка с видом на оз. Яшилькуль.

 

Фото 45 : место ночёвки возле р. Аличур.

589.5 км - далее идёт грунтовая дорога с пост. подъёмами и спусками до пос. Ак-Джар (нежил.), в районе кишлака дорога практич. отсутствует.
593.7 км - небольшой перевал, фото 47. Далее до к. Аличур идёт грунтовая , хорошо укатанная дорога со сплошными подъёмами и спусками.
609.2 км - выезд к р. Аличур, дорога идёт по крупной щебёнке, фото 48.
611.2 км - выезд на трассу М-41,асфальт, через 200м мост и далее к. Аличур, фото 49.За кишлаком идёт хорошая асфальтовая дорога с практически незаметным подъёмом до самого пер. Найзаташ. Дальше начинается затяжной спуск практически до Мургаба, с небольшим перевалом Джамантал.
641.3 км - ДЭУ - 961 ( Джарты-Рабат ), чайхана, гостиница, места для палаток.
642.4 км - вправо уходит дорога в к. Баш-Гумбез (Баш-Гюмбез).
664.2 км - пер. Найзаташ (а/м, 4314 м), перевал ярко не выражен.
670.9 км - к. Мамазаир.
691.9 км - к. Карасу ( нежилой), с дороги видны только развалины.
701.7 км - мост через р. Карасу, начало подъёма на пер. Джаман-Тал, перед мостом есть чайхана.
702.8 км - пер. Джаман-Тал (а/м, 3709м).
712.5 км - указатель Мургаб, фото 50, до центра города ещё 3км .
713.7 км - место ночёвки перед Мургабом.

Фото 46 : участок обхода затопленной дороги, вдоль р. Аличур.

Фото 47 : перевал по дороге от места ночёвки к к. Ак-Джар (нежил).

Фото 48 : участок дороги вдоль р. Аличур, перед выездом на трассу М-41.

Фото 49 : к. Аличур, место выезда на трассу М-41.

Фото 50 : Мургаб.

717.9 км - Мургаб, все магазины сосредоточены на базаре, выбор в них небольшой, перед городом пост пограничников, проверка
документов.
763.8 км - к. Рабатакбайтал, место полуднёвки и ночёвки. Несколько домиков, но все жители на летних пастбищах, был только один сторож. Спустившись вниз по течению р. Акбайтал 500-700м, возле берега есть родники.
789.2 км - указатель пер. Ак-Байтал,фото 51, за ним начинается 3-х километровый перевальный взлёт, местами идём пешком. В 100м выше указателя, слева от дороги, домики дор. смотрителей.
792.4 км - пер. Ак-Байтал (а/м, 4655м), фото 52, за километр до перевала начинается щеб. дорога. На спуске, за мостом через р. Ак-Байтал дорога резко ухудшается, превращаясь в сплошную "стиральную доску", без возможности её объехать.
813.5 км - начало асфальта.
816.6 км - развалины к. Музкол, сворачиваем с трассы влево на грунтовую дорогу, ведущую к р. Кокуйбель.
823.7 км - могильный камень, какое-то захоронение, от него хорошо виден пик Сев. Музкол.
830.1 км - справа приходит дорога от оз. Каракуль.
839.1 км - место ночёвки в небольших холмах (спрятались от очень сильного сев. ветра), перед оз. Курункуль, фото 53. Воды для готовки набрали в р. Муксу. Под утро были заморозки.

Фото 51 : указатель перевала Ак-Байтал.
Фото 52 : пер. Ак-Байтал (а/м, 4655м).

Фото 53 : ночёвка перед оз. Курункуль.

841.9 км - оз. Курункуль, фото 54.
850.4 км - мост через р. Кокуйбель. Далее едем по правому (орогр.) берегу, фото 55-56.
859.1 км - брод через р. Кызылбелес, фото 57.
862.4 км - уходим от р. Кокуйбель вправо к пер. Аильутек. Дорога вдоль р. Аильутек, фото 59.
887.3 км - пер. Аильутек (а/м, 3795м), перевал выражен слабо, фото 60.
890.7 км - брод через р. Кальтатур, фото 61.
893.6 км - развалины летника, слева от дороги родник.
894.1 км - брод через приток р. Шуралысу.
895.2 км - начало подъёма на пер. Кок-Джар, фото 62.
897.0 км - брод через р. Уручбулак. Дорога в этом месте разрушена полностью ( смыта рекой ), идём пешком.
898.1 км - пер. Кок-Джар (а/м, 3814м). С перевала открывается красивый вид на долину р. Танымас, фото 63. Дальше идёт затяжной, сложный спуск по каменистой узкой дороге с большим количеством зигзагов и потерей высоты 500-550м, фото 64 - 65. Затем вдоль реки идёт такая же узкая каменистая дорога, постоянные подъёмы и спуски, местами дорога сильно размыта ручьями, до места ночёвки несколько селевых выносов, шириной 1-2 км и небольшими бродами через ручьи, дорога по селям отсутствует, идём пешком,
фото 66 - 67.
909.9 км - место ночёвки на берегу р.Танымас, в зарослях облепихи, фото 68.

Фото 54 : оз. Курункуль.

Фото 55 : участок дороги вдоль правого берега р. Кокуйбель между мостом и
бродом через р. Кызылбелес.

Фото 56 : участок дороги вдоль р. Кокуйбель.
Фото 57 : брод через р. Кызылбелес.

Фото 58 : дорога вдоль р. Кокуйбель.
Фото 59 : дорога вдоль р. Аильутек.
Фото 60 : пер. Аильутек (а/м, 3795м).
Фото 61 : брод через р. Кальтатур.
Фото 62 : подъём на пер. Кок-Джар.
Фото 63 : пер. Кок-Джар (а/м, 3814м).

Фото 64 : спуск с пер. Кок-Джар в долину р. Танымас.

Фото 65 : спуск с пер. Кок-Джар в долину р. Танымас.
-
Фото 66 : участок каменистой дороги вдоль р. Танымас.
Фото 67 : участок селевого выноса изрезанного ручьями, бездорожье.
Фото 68 : место ночёвки на берегу р. Танымас.
-

После пер. Кок-Джар нет чистых ручьёв почти до Гудары. Поэтому воду лучше набрать или в роднике перед перевалом, или вставать на ночёвку перед Гударой ( там для этого много мест ). От места ночёвки идёт очень сложный для прохождения участок. С начала отсутствие дороги по старым селевым выносам, броды, каменистая дорога, по которой идём пешком, фото 69 - 74, затем два свежих селевых выноса, долго искали обход, фото 74 - 77, но пришлось осторожно идти по ним. В середине выноса река со свежими глиняными жидкими берегами, набросали крупных камней и передавали вещи. Спустились по руслу речки к р. Танымас и обошли вторую половину селя по краю.
911.1 км - начало старого селевого конуса, идём пешком.
912.2 км - начало каменистой дороги.
915.0 км - снова начало селевого конуса, броды.
915.5 км - каменистая дорога.
917.9 км - начало свежего селя, фото 74 - 77.
918.4 км - вышли на каменистую дорогу.
921.2 км - начало свежего селя.
921.7 км - каменистая дорога.
929.1 км - участок дороги полностью смыт, фото 78. Местные жители помогли нам обнести велосипеды по сыпухе. Далее идёт крупно -
каменистая дорога с постоянными подъёмами и спусками, ручьями по дороге и бродами, практически всю дорогу до к.Гудара идём
пешком, фото 79 -81. Набор высоты на этом участке 150-200м .
938.9 км - к. Гудара (Кудара), говорят в кишлаке есть магазин, но мы не искали.
939.9 км - мост через р. Кокуйбель.
946.0 км - ночёвка в к. Бопосор. Далее начинается подъём на мини перевал.

Фото 69 : участок бездорожья по селевому выносу, между ночёвкой и к. Гудара.

Фото 70 : участок каменистой дороги вдоль р. Танымас.

Фото 71 : один из бродов через притоки р. Танымас.
Фото 72 : участок дороги вдоль р. Танымас, перед к. Гудара.
Фото 73 : участок бездорожья по селевому выносу.
Фото 74 : участок каменистой дороги вдоль р. Танымас.
Фото 75 : пытаемся обойти свежий селевой вынос.
Фото 76 : пытаемся обойти свежий селевой вынос.
Фото 77 : речка в середине свежего селевого выноса с жидкими глиняными
берегами.

Фото 78 : участок дороги полностью смытый р. Танымас.

Фото 79 : участок дороги перед к. Гудара.

Фото 80 : мини перевал на участке дороги перед Гударой.

947.8 км - начало подъёма на небольшой перевал, дорога камянистая.
950.5 км - небольшой перевал, далее спуск по крупным камням, идём пешком, фото 82.
956.5 км - мост через р. Гудара, фото 83.
957.0 км - начало крупнокаменной дороги, идём пешком,фото 84, много не сложных бродов через ручьи, такая дорога идёт до к. Рухч, он виден на фото вдалеке.
959.5 км - к. Рухч, дорога становится лучше, можно ехать, в кишлаке есть небольшой магазин с очень скромным ассортиментом.
964.1 км - справа у дороги родник. За к. Рухч дорога идёт вдоль р. Гудара, фото 85 - 86.
968.3 км - начало подъёма на пер. Савноб. Дорога резко набирает высоту по серпантину, вырубленному в скале.
973.5 км - небольшой перевал, за которым короткий спуск и снова подъём, с этого перевала открывается красивый вид на к. Савноб и г. Ляпназар.
975.7 км - пер. Савноб (а/м, 2929м), фото 87. На заднем плане видна г. Ляпназар.
979.6 км - Влево уходит дорога на мост через р. Бартанг в к. Нисур и дальше на Сарезское озеро. Мы даже не пытались на него попасть ввиду непонятной ситуации с разрушенной дорогой вдоль р. Бартанг.
980.4 км - выезд к р. Язгулемдара, правый приток Бартанга. Сворачиваем вправо вдоль реки, до моста через неё. Дорога - крупный булыжник, идём пешком, фото 88.
981.6 км - мост через р. Язгулемдара. Дальше идёт щеб. дорога.
982.8 км - начало подъёма к к. Рошорв. Развилка дорог, нижняя дорога вдоль Бартанга (ехать прямо) оказалась смытой и уровень воды в Язгулемдаре очень высок для брода ( мы были там в 14 часов), в целях экономии времени решено было ехать верхней дорогой через к. Рошорв (дорога уходит вправо вверх), идём пешком, фото 89.
983.2 км - уходим с дороги влево по хорошо натоптанной тропе (срезка), фото 90.
984.7 км - снова выходим на дорогу, небольшой перевал, дорога выполаживается, но через киллометр снова становится круче.
989.0 км - небольшой перевал перед к. Рошорв, ручей с относительно чистой водой (до этого места на подъёме нет никакой воды, стоит сделать запас из родников ещё до подъёма на пер. Савноб). На фото 91 ручей, к. Рошорв и г. Ляпназар(5990м).
992.4 км - место ночёвки в к. Рошорв.

Фото 81 : участок дороги перед Гударой

Фото 82 : участок спуска с мини перевала за к. Бопосор.

Фото 83 : мост через р. Гудара.
Фото 84 : участок дороги между к. Бопосор и к. Рухч.

Фото 85 : участок песчаной дороги вдоль р. Гудара за к. Рухч.

Фото 86 : участок дороги вдоль р. Гудара между к. Рухч и началом подъёма на пер. Савноб.

Фото 87 : пер. Савноб, фото на фоне г. Ляпназар.

Фото 88 : участок дороги вдоль р. Язгулемдара.
-
Фото 89 : начало подъёма к к. Рошорв.
Фото 90 : участок тропы, подъём на пер. в к. Рошорв.
Фото 91 : к. Рошорв, вид на г. Ляпназар.
-

1001.2 км - выезд к р. Бартанг (на нижнюю дорогу), едем вправо.
1004.4 км - брод с использованием верёвки на р. Рохаи, фото 92. На помощь нам пришли местные жители с которыми мы потом шли весь день до к. Басид, в течение дня они нам ещё не раз помогали. Здесь же, на этом броде, нас догнала супружеская пара из Швейцарии и они ехали с нами вместе до к. Бартанг. Далее до к. Бадурт дорога оказалась сильно размытой, что видно на фото 93 - 99. Переносили отдельно рюкзак и велосипед, многообразие препятствий вынуждало каждый раз применять разные способы их преодоления, что отнимало много времени и сил.
1016.6 км - мост через приток Бартанга. Сразу за ним чайхана (хоть она отрезана от мира, но в ней нашлось что поесть, цены высоковаты).Ближе к мосту через р. Бардара ещё один сложный участок, фото 100, 101.
1023.4 км - брод через приток Бартанга р. Бардара, мост смыт полностью, фото 102, за бродом к. Бадурт (пара домов).
1027.4 км - разрушенный подвесной мост на правый (орограф.) берег, там к. Чадуд.
1032.3 км - к. Басид, р. Девлох, мост целый, а за ним смыта дорога и дамба. Река сильно вышла из берегов, слышно как перекатываются камни в воде, брод не возможен, остаёмся до утра (может упадёт уровень воды в реке). Утром уровень воды почти не упал, пришлось договариваться с водителем за трактор, с помощью которого и переправились на другой берег. Фото 103. Дальше идёт грунтовая дорога местами затопленная водой, фото 104 - 105.
1045.8 км - мостик через приток Бартанга, фото 106.
1046.6 км - влево, через мост к. Чадегив. В районе кишлака дорога смыта, но пешком можно пройти, фото 107.
1053.3 км - развалины домиков, деревья, тень, обедаем, можно ночевать. Дальше по ходу в 500-х метрах несколько небольших водопадов, вода чистая пригодная для питья и готовки, можно принять отлич ный душ ( вода не холодная), за местом обеда дорога разрушена, обносим велосипеды через верх, фото 108 . Затем до к. Разуч очень много мест где разрушена дорога, часто идём вброд, фото 109 - 112.
1058.1 км - перед к. Разуч начинается крупнокаменистая дорога и заканчивается перед самым кишлаком, фото 113,114.
1059.9 км - к. Разуч (Верхний Бартанг), есть приличный магазин.
1060.7 км - основная дорога по мосту через Бартанг уходит на левый берег, а прямо идёт старая, разрушенная дорога. Едем через мост в к. Даржомч. Перед кишлаком смытая дорога, брод, фото 115.
1062.4 км - к. Даржомч.
1072.7 км - к. Бартанг, над кишлаком виден какой-то пещ. город в скале.
1074.0 км - место ночёвки в абрикосовом саду за к. Бартанг, место не удобное - много ходит людей, уже в сумерках пришёл хозяин сада и просил денег за стоянку. Воду для готовки набрали в р. Ходоржиодара, которая спускается с гор каскадом водопадов. Утром
простились со Швейцарцами - они спешили и уехали рано. Фото 116.

Фото 92 : Брод на р. Рохаи, нам помогали местные жители.

Фото 93 : участок размытой дороги между р. Рохаи и к. Бадурт.

Фото 94 : 95 : участок затопленной дороги между р. Рохаи и к. Бадурт.
Фото 96 : участок размытой дороги между р. Рохаи и к. Бадурт.

Фото 97 : участок разрушенной дороги между р. Рохаи и к. Бадурт

Фото 98 : разрушенная дорога между р. Рохаи и к. Бадурт

Фото 99 : разрушенная дорога между р. Рохаи и к. Бадурт
Фото 100 : участок смытой дороги перед к. Бадурт, обход снизу.

Фото 101 : участок смытой дороги перед к. Бадурт, обход сверху.

Фото 102 : брод, полностью смыт мост и часть дороги р. Бардара.

Фото 103 : переправа на тракторе через р. Девлох, в к. Басид.

Фото 104 : участок дороги вдоль р. Бартанг, к. Басид - к. Чадегив.

Фото 105 : участок затопленной дороги между к. Басид и к. Чадегив.

Фото 106 : мост через приток Бартанга, перед к. Чадегив.
Фото 107 : участок смытой дороги возле к. Чадегив.

Фото 108 : дорога смыта, обносим вещи через верх.

Фото 109 : дорога смыта полностью, проходим по самому краю (участок
между к. Чадегив и к. Разуч).

Фото 110 : участок смытой дороги между к. Чадегив и к. Разуч.

Фото 111 : участок смытой дороги между к. Чадегив и к. Разуч.

Фото 112 : участок смытой дороги перед к. Разуч.

Фото 113 : участок крупнокаменистой дороги, в далеке виден к. Разуч.

114 : участок затопленной дороги перед к. Разуч.
Фото 115 : затопленная дорога и брод между к. Разуч и к. Даржомч.
Фото 116 : место ночёвки за к. Бартанг.

За кишлаком Бартанг дорога становится лучше, ещё встречаются затопленные участки, но не глубже колена.Фото 117-118.
1077.0 км - к. Савсипушдашт.
1078.5 км - мост влево через бартанг, мы едем прямо.
1083.6 км - родник справа у дороги.
1090.9 км - обнос по осыпавшемуся склону (тропы нет), фото 119. Дальше уже работал трактор и экскаватор (в момент нашего проезда - ремонтировали экскаватор). Далее до к. Багу ещё встречались затопленные участки дороги, фото 120, 121.
1098.0 км - к. Багу , в этом кишлаке река Багудара смыла мост и всё, что его окружало, повредила несколько домов. Мы перешли реку по свежесрубленному мосту из брёвен. Дальше, за кишлаком, уже ездили машины, иногда попадались короткие участки разбитого
асфальта.
1098.9 км - за к. Багу, справа от дороги есть небольшое озерцо, очень хорошее для купания и отдыха.
1102.8 км - к. Еймц (Емц).
1109.2 км - к. Шуджанд (Шучанд), фото 122. При въезде в кишлак начинается хороший асфальт, в центре есть магазины.
1114.2 км - Т-образный перекрёсток, выезд на М-41, влево на Хорог, мы едем вправо в к. Рушан.
1118.4 км - к. Рушан, центр, окончание маршрута. В центре есть базар, магазины, автостанция (ездят только маршрутки). Фото 123.

Фото 117 : участок затопленной дороги перед к. Падруд.

Фото 118 : участок размытой дороги перед к. Падруд.
Фото 119 : обнос по осыпавшемуся склону на участке к. Падруд - к. Багу.
Фото 120 : участок дороги между к. Падруд и к. Багу.
-

Фото 121 : участок затопленной дороги перед к. Багу.

Фото 122 : к. Шуджанд (Шучанд).
Фото 123 : к. Рушан, окончание маршрута.
-

Дальше группа из Рушана добирается на машине в г. Душанбе.

Километраж указан с вычетом расстояний съезда с маршрута на ночёвки, магазины и т. д.

3.3. Меры безопасности на маршруте

Прежде чем отправится в поход по Таджикистану и Памиру были изучены все имеющиеся сведения об этом регионе, согласно этому приняты следующие меры:
Для лучшей акклиматизации поход начинался с небольших высот из Душанбе и первый перевал Хабуработ(3252м) был на пятый день пути, что позволило избежать проявлений горной болезни. С этой же целью были сделаны полуднёвки на подъёме к пер. Кара-Гурум (4335м) и пер. Ак-Байтал (4655м).
Принимая во внимание сложность маршрута, климатические условия и отсутствие населённых пунктов, очень тщательно комплектовалась групповая аптечка, подбиралось снаряжение (верёвки и карабины на случай переправы), все рюкзаки были оснащены лямками для переноса на спине. Подготовлена и проверена техника. Взята одежда на жару и возможные заморозки в горах, а так же крепкая горная обувь, каски, велоперчатки, очки с защитой от ультрафиолета.
Группа двигалась в населённых пунктах и на дорогах с оживлённым движением строго придерживаясь правил дор. движения, в колонне по одному и в зоне видимости друг друга. На спусках не обгоняли, соблюдали дистанцию 20 - 30м и не привышали скорости 30 - 35км/ч . На сложных горных участках и тропах группа шла пешком.
Вставали на ночёвку до наступления сумерек, тщательно выбирая места ночёвок ( защита от ветра, метеоусловия, наличие воды, возможность камне-падов и т.д.) .
После пищевого отравления практически всей группы в Душанбе, очень тщательно относились к выбору питьевой воды и личной гигиене.
Выполняя эти меры предосторожности удалось пройти поход всем участникам без падений, травм и поломок.

4.Итоги похода, выводы, рекомендации

Намеченный поход по Памиру был пройден полностью и получился даже несколько сложнее предполагаемого, за счёт размытой дороги вдоль Бартанга (местные говорят, что лучше ехать в сентябре : и дорогу уже могут восстановить и воды в реке меньше). Наверное для Памира выдался дождливый год ( в Мургабе сель затопил базар, в Китайской части Памира смыло два моста и по Памирскому тракту практически не было движения машин, смыт мост через р. Обихингоу и все машины ехали из Душанбе в Хорог через Куляб). В этом случае если планируется поход в ограниченные сроки, то может имеет смысл пройти Бартанг снизу, хотя это будет значительно тяжелее. Если его нельзя проехать, то проще вернуться назад к Рушану. В нашем случае дорога оказалась разрушенной и выше к. Гудара, поэтому нанять машину просто не было возможности. А своим ходом это получилось бы очень долго (возвраще-ние в Мургаб и далее нанять машину в Хорог).
Не смотря на не свойственную для Памира дождливую погоду поход получился интересным и познавательным. Сначала посещение площади Регистан, мавзолея Гур Эмир и т.д. в г. Самарканд, в Душанбе посещение музея археологии, далее грандиозное строительство самой высокой в СНГ Рогунской ГЭС (планируется плотина высотой 360м), красивое ущелье р. Обихингоу, дорога вдоль р. Пяндж. В Хороге : памятник машине первопроходцу Памирского тракта. Живописная дорога вдоль р. Шахдара. Пешеходный перевал Кара-Гурум ( возможно первопрохождение велотуристами, сведения о предыдущих прохождениях не найдены). Очень красивые озёра Турумтайкуль, Кокбай, Булункуль, Яшилькуль и т.д. Самый высокий перевал бывшего СССР - Ак-Бай-тал( 4655м). И наконец красивейшее ущелье р. Бартанг.
Местное население относится к туристам очень дружелюбно и всегда стараются прийти на помощь (нам помогали на протяжении всей дороги вдоль Бартанга - огромное им спасибо). Очень часто после вопроса откуда мы и куда едем звучал вопрос -"Почайкуем?". Проблем с лепёшками практически не было, даже когда были очень далеко от населёнки - нам их просто дарили местные жители.
Закупки продуктов лучше делать в крупных населённых пунктах, чем да-льше от Душанбе, тем меньше выбор и всё дороже (наличие магазинов см. в тех. описании), обязательно нужно смотреть дату изготовления ( много просроченных товаров). Очень выгодно питаться в кафе ( в чайхане или ошхане), экономится время и деньги, но цену стоит оговаривать сразу.
Имеет смысл возить с собой небольшой запас питьевой воды, реки часто мутные, а родники встречаются редко, чаще это ручейки сбегающие по склону к дороге. И ещё о воде: в Душанбе, в гостинице "Вахш" вода в трубах была чёрная, пока не сбежит в течении 5-10 минут (может это послужило причиной нашего отравления в первый день выхода на маршрут).
По организации похода: в Таджикистане необходимо проходить регистрацию в трёхдневный срок (имеются в виду рабочие дни), можно это делать самостоятельно, но уйдёт много времени. Мы это сделали через турфирму "Таджикавиатур" в лице Дмитрия Мельничкова : dmelnichkov@hotmail.com .У него же оформили пропуска в приграничную зону (пропуска необходимо делать заранее, предварительно договорившись о сроках). Всё было сделано вовремя, при этом были получены ответы на все интересующие нас вопросы по органи-зации похода. Для посещения Таджикистана гражданам Украины необходимо иметь загран. паспорта.
Валюта : в Душанбе принимали в обменниках любую валюту (евро, дол-лары, рос. рубли) и практически любой наминации. В Пенджикенте долго не могли поменять оставшиеся из Узбекистана сумы, но курс доллара там был выше чем в Душанбе.
По снаряжению : очень пригодились лямки на рюкзаках для переноса на плечах ( пеший перевал Кара-Гурум, броды и очень помогли при прохождении смытой дороги вдоль Бартанга). На багажниках заменили дюралевые крепления на трубки из нерж. стали, не один багажник не сломался. Для приготовления пищи лучше брать мультитопливную или бензиновую горелку (бензин есть практически везде), но во многих местах можно найти и дрова. Необходимо взять одежду защищающую от ультрафиолета, очки, одежду на случай заморозков, крепкую горную обувь.

5. Приложения :
5.1. Перечень снаряжения (группового) :

- палатки - 2 шт, 2-х местные ;
- котлы - 2 шт, 2,5л ;
- трос-замок - 1 шт, 1,5м ;
- тент полиэт. для велосипедов - 1шт, 3х4м ;
- топор - 1шт ;
- пила - цепочка - 1шт ;
- мультитопливная горелка - 1шт ;
- верёвка 6мм х 30м - 1шт ;
- верёвка 10мм х 5м - 1шт ;
- карабины - 3шт.

Общий вес : 11,5 кг


5.2. Содержание аптечки :

- бинт стерильный - 2 шт ;
- бинт не стерильный - 2 шт ;
- вата медицинская - 200 г ;
- настойка йода 5% - 50 мл ;
- перекись водорода - 50 мл ;
- лейкопластырь - 1 рулон ;
- пластырь бактерицидный - 20 шт (разные) ;
- марганцовка - 20 г;
- покрывало (теплозащ. фольга) - 1 шт ;
- ножницы - 1 шт ;
- жгут - 1 шт ;
- левомицетин - 1 упак. ;
- отинум - 1 упак. ;
- маалокс - 1 упак. ;
- эфиролган - 1 упак. ;
- сорбекс (актив. уголь) - 2 упак. ;
- либексин - 1 упак. ;
- сиган - 1 упак. ;
- но-шпа - 1 упак. ;
- дип-хит - 1 тюбик ;
- градусник - 1 шт ;
- супродин (витамины) - 1 упак.
Общ. вес аптечки : - 1,2 кг

5.3. Содержание вело рем. набора :

- ключи рожковые, комплект - 1 шт ;
- ключи торцевые, комплект - 1 шт ;
- съёмники, комплект - 1 шт ;
- набор шестигранников и отвёрток - 1 шт ;
- лопатки монтировочные - 3 шт ;
- ключи разводные - 2 шт ;
- спицевой ключ - 1 шт ;
- хлыст (фиксатор звёздочек) - 1 шт ;
- выжимка цепи - 1 шт ;
- покрышки ( 26 и 28 дюймов) - 2 шт ;
- педали - 2 шт ;
- передняя втулка с эксцентриком - 1 шт ;
- задняя втулка с эксцентриком - 1 шт ;
- тросики переключения и тормозные - 4 шт ;
- болты, гайки, шарики - набор ;
- задний переключатель - 1 шт ;
- цепь - 1 шт ;
- смазка жидкая и густая - 100 гр ;
- тормозные колодки - 8 шт ;
- велоаптечка в наборе - 1 шт ;
- изолента - рулон
Общий вес рем. набора : 4 кг

Примечание: спицы, запасные камеры и насосы взял каждый участник в зависимости от типа велосипеда.

Произошедшие в походе поломки :

- 9 проколов и пробоев камеры ;
- 2 раза замена колодок на дисковых тормозах ;
- ремонт заднего переключателя.

5.4. Смета расходов на поход (на одного человека) :

Указано в Гривнах. В скобках (Дол. США)

Билеты, поезд (плацкарт)Днепропетровск - Харьков = 36 (4,5)
поезд (плацкарт) Харьков - Ташкент = 1214 (151.75)
поезд (скоростной) Ташкент - Самарканд 16500сум + 7500сум велосипеды = 116 (14.5)
самолёт Душанбе - Москва + перевес = 2864 (333 + 25)
поезд (плацкарт) Москва - Днепропетровск 1178рос. рублей = 294 (36.75)
машина "фура" Калаи-Хумб - Пастхуф 25сомони = 46 (5.75)
Машина Рушан - Душанбе 1500сомони на всех = 693 (86.62)
Трактор, к.Басид, переправа, на солярку, 70сомони на всех = 33 (4.12)
Душанбе, гостиница "Вахш", 60сомони/сутки = 111 (13.87)
гостиница аэропорт = 80 (10)
Музей, 15сомони = 27 (3.37)
Оформление регистрации в Таджикистане = 280 (35)
Оформление пропусков в погран. зону = 280 (35)
Расходы на питание и прочие расходы (3 ночёвки по 10сомони и т.д.) = 800 (100)

Итого на поход : = 6878 грн. (860 долл.)

Курс валют на момент похода :

1 рос.руб. - 0.25 грн.;
1 дол.США. - 8 грн.;
1 сомони - 1.85 грн.;
1 грн. - 207 сум .

5.7. Литература :

1. Карты Генштаб М. 1 : 5 000 000 , 1 : 200 000 , 1 : 100 000, 1986 г.

2. Вимоги до складання звіту про спортивний туристський похід, Інформаційно - методичний збірник № 3, м. Київ , 2002р.

3. Интернет - отчёты с конкурса " Путь 2006 - 2009 г."

  Яндекс.Метрика