№ 15. Препятствия в велопоходе. Технические приёмы преодоления препятствий. Влияние покрытия дороги и метеоусловий на скорость передвижения.

Препятствия, встречающиеся в велосипедном путешествии, можно разделить на следующие группы:

1 - препятствия, преодоление которых происходит в течение нескольких дней. К этой группе можно отнести, как сам велопоход, включая дни подъезда к начальному и отъезда из конечного пункта маршрута, так и многодневные участки ненаселённой местности без источников воды и провианта. Преодоление перевалов в высокогорной местности - выше 3.000 м. (Гималаи, Тянь-Шань, Памир, Памиро-Алай, Фаны...) подход и пересечение которых требует несколько дней.

2 - препятствия одного дня - перевалы среднегорья - подъезд к перевалу, подъём и спуск можно осуществить в течении одного светового дня.

3 - отдельные естественные препятствия, встречающиеся в течение дневного перехода: - участки бездорожья, тропы, реки, броды, песчаные участки, буреломы, стланники, ледники, сильный встречный ветер...

В преодолении многодневных препятствий большую роль играет схоженность группы, дисциплина, точное выполнение графика движения - в общем, групповые действия. К техническим приёмам преодоления препятствий этой группы можно отнести: наличие специальных емкостей для воды, широкие шины - это для пустыни посмотреть. Большой диапазон передач, велобаул с лямками для его переноски, вспомагательная верёвка, туристские ботинки, ледорубы, "кошки" ... - это для гор. посмотреть

В препятствиях одного дня начинает играть роль не только групповые действия, тактически правильно выстроенный график движения, но и индивидуальные качаства участников: преодоление подъёмов и спусков в седле (увеличивается средняя скорость). Трудности естественных препятствий полностью преодолеваются благодара силе, выносливости, технической подготовленности индивидуально каждого участника.

Для преодоления препятствий 2-й и 3-й группы необходим: - большой диапазон передач, индивидуальное мастерство. Особого внимания заслуживает техника преодоления спусков и подъёмов на крутых участках. Например, на крутом подъёме можно использовать технику педалирования - "танцовщица" ( Рис. 1 )

Рис. 1

Практика показала, что ехать на груженом велосипеде на подъём круче 10 град. ( 17,6% ) могут только отдельные велотуристы ( лоси-сохатые :)). Спуски с уклоном более 15 град. ( 26,8% ), особенно на грунтовых участках, лучше (безопаснее) преодолевать пешком, удерживая груженый велосипед одной рукой за руль, а другой - за седло, подпирая велобаул задней частью тела. При этом удобно, чтобы работали два ручных тормоза. Это достигается при помощи, например, резинового жгута, притягивающего рукоятку тормоза к рулю вместо руки. ( Рис. 2-а )

Рис. 2

На крутых подъёмах с хорошим покрытием можно применять "вожжи" (Рис. 3) для управления рулём, толкая велобаул сзади. ( Рис. 2-б). На очень крутых подъмах, например по каменистой тропе, приходится переносить велобаул на спине.

Рис. 4

Рис. 3

По дороге в равниной местности с хорошим асфальтовым покрытием группа велотуристов может проезжать 120 -140 км в день, находясь в седле 6-7 часов. Если по пути встречаются всевозможные достопримечательности, которые были в плане осмотра - дневной километраж уменьшается. Плохое покрытие дороги, пересечённый рельеф местности, горная дорога, дорога в пустыне по песку или такыру, заболоченные участки, тропы, ледники, буреломы, броды... всего и не перечислишь - всё это снижает среднюю скорость передвижения, и, как следствие, велотуристская группа может проходить 10-15 км (иногда бывало и меньше) в день. Но, в целом среднедневная скорость за весь поход зависит от категории сложности велопохода и примерно равна 30 - 60 км. \ в день для велопоходов 1 - 2 к\с и 40 - 70 км. \ в день для велопоходов 3 - 5 к\с.

При движении по маршруту велотуристам приходится ехать в различных метеорологических условиях - туман, дождь, снег, ветер (хорошо если попутный:)), температура окружающего воздуха (выше + 28 или ниже + 4 считается некомфортной). Погодные условия по разному влияют на скорость движения. Например, сразу после дождя проехать по полевой грунтовой дороге бывает совсем невозможно ( немного облегчить передвижение возможно только установив "плужок" на заднее и переднее колесо - Рис. 4.) Ну, а если дорога в пустынной местности или на Арабатской стрелке ехать после дождя по мокрому песку гараздо лучше.

Теоретически всё равно невозможно рассказать как, например, ехать по Крымской или Карпатской горно-лесной дороге-колее. Необходимо самому проехать по ней, прочувствовать как ведёт себя велосипед, может быть несколько раз упасть (желательно без особых последствий). Опыт поездок по дорогам с разным покрытием или без оного, при разных погодных условиях можно приобрести только проезжая эти дороги в дождь, снег, туман, невыносимую жару, сильный встречный ветер... Так, что, в путь ! Дороги зовут ! :))

Вопросы по программе ВелоШколы можно задать на ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба