№ 12. Привалы и ночлеги, их организация, периодичность отдыха.Требования к месту установки лагеря.

Отдых во время велопохода днём, на активной части маршрута, проводится через каждые 40-50 минут. Могут быть и остановки "по требованию" - технические, санитарные... Продолжительность 15-20 минут в это время обычно происходит и небольшой "перекус"- для восстановления энергетических потерь. На обед останавливаемся на час-полтора, желательно в удобном и живописном месте. Если есть возможность быстро сделать чай - разводят костёр или на газовой горелке.

Место для остановки на ночь, прежде всего, выбирается в таком месте где:

- минимальны опасности природно-метеорологического и антропогенного характера.
- Природные опасности - скотопрогонная тропа, близость большого муравейника, нависшие сухие стволы деревьев, возможность камнепада, подъём уровня воды, поляна с густой травой в районе заражённом энцефалитным клещом и прочее подобное.
- Антропогенные опасности - места скопления отдыхающих автомобилистов и прочей веселящейся публики. Не ставить лагерь сразу за населённым пунктом (или отъехать по-дальше), Наиболее беспокойные места это Крым, точнее Южный берег Крыма. В Карпатах и Центральной Азии очень гостеприимное население - там можно ставить палатки буквально во дворе дома, конечно спросив разрешения у ближайших жителей. В велопоходе 5-й к.с. 2005 года, в Карпатах, мы ставили палатки прямо в селе перейдя на другую сторону речки по мостику. И, как правило, чем дальше от крупных населённых пунктов и туристических "мекк", в глухих лесах, полонинах, горах, пустынях, тем приветливее и доброжелательнее люди. В Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении... усталых велотуристов пригласят в юрту и как минимум напоят зелёным чаем с печеньем и конфетами...

- может поместиться необходимое число палаток. Желательно с морем или водоёмом (питьевую воду обычно набирают в последнем, перед ночёвкой населённом пункте, колодце, роднике в две двух-полтора-литровые пэт-бутылки на каждого участника). Место ночёвки, по крайней мере, не должно быть видно с дороги. Если ночёвка в посадке, такие ночёвки характерны для южных и центральных областей Украины - отъезжают от дороги как можно дальше, - до 1 км. На месте ночёвки должны быть дрова, сушняк для костра. В горной местности на месте ночёвки не должно быть "свежеупавших" камней - "свежесть" камня определяется по мху и прочей растительности на камне. Не ставить палатки в пойме реки, особенно горной, в которой возможны не предсказуемые подъёмы уровня воды - где-то в горах пройдут сильные дожди, а вы увидите, какбы ничем не спровоцированный подъём воды. В юго-восточной части Крыма - в сухих, на первый взгляд, руслах и промоинах по которым в случае неожиданной грозы может сойти селевой поток. Останавливаться на ночлег надо за час-полтора до захода солнца - чтобы успеть осмотреть место на которое будут устанавливаться палатки (убедиться в отсутствии острых коряг, банок, битого стекла и другого гуана), а также осмотреть близлежащие окресности.

Однажды, возвращаясь из похода 4-й к.с. по Уралу, летом далёкого 1978 года. Мы прилетели на самолете ИЛ-18 из Челябинска в Москву - аэропорт Внуково, поздно вечером. Рейс на Днепропетровск был на следующий день. Решили отойти от аэропорта и переночевать на палатках (не сидеть же всю ночь на стульях). Отъехали и прямо в посёлке Внуково нашли большой парк с оградой возле какого-то учреждения, зашли в калитку и довольные расстелили палатки на траве. Утром проснулись, лежим - слушаем как птички над головой поют - самолёт только в обед. Но тут мы стали замечать, что люди которые идут по улице вдоль ограды, как-то странно на нас посматривают. А мы не обращаем внимания - расстилаем обеденную клеёнку, достаём консервы, режем хлеб, оживлённо вспоминаем пройденный маршрут - завтракаем... Поели, собрались, выходим на улицу, смотрим на табличку учреждения - там написано - "Внуковский психо-неврологический диспансер"! :)) - и тогда нам стали понятны удивлённые лица людей !

Вопросы по программе ВелоШколы можно задать на ФОРУМЕ ДнепроВелоКлуба